Заключение на проект решения Думы города «О внесении изменений в решение Думы города от 07.10.2009 № 604 – IV ДГ «О Положении о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД СУРГУТ

КОНТРОЛЬНО–СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ГОРОДА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

на проект решения Думы города
«О внесении изменений в решение Думы города от 07.10.2009 № 604 – IV ДГ
«О Положении о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности»

«15   » октября 2020 г.                                          № КСП-01-17-57

Настоящее заключение подготовлено в соответствии с Положением о Контрольно-счетной палате города, утверждённым решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ, на основании проведённой экспертизы проекта решения Думы города «О внесении изменений в решение Думы города от 07.10.2009 № 604 – IV ДГ «О Положении о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности» (далее – проект решения).

Проектом решения предлагается внести изменения в решение Думы города от 07.10.2009 № 604 – IV ДГ «О Положении о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности» (далее — решение Думы города от 07.10.2009 № 604 – IV ДГ) в части регулирования:

— полномочий органов местного самоуправления при принятии решения о заключении, исполнении концессионных соглашений и изменении условий концессионного соглашения;

— полномочий органов местного самоуправления при приватизации муниципального имущества;

— порядка возмещения расходов на содержание и эксплуатацию муниципального имущества при аренде муниципального имущества, закрепленного на праве оперативного управления за муниципальными учреждениями.

При экспертизе проекта решения установлено следующее.

I. Проект решения предусматривает внесение изменений в решение Думы города от 07.10.2009 № 604 – IV ДГ путем исключения из него положений, предусматривающих:

— утверждение Думой города перечня объектов муниципального имущества, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений;

— согласование Думой города решений о заключении концессионных соглашений и его условий;

— согласование Думой города внесения изменений и дополнений, перемены лиц по концессионному соглашению путем уступки требования или перевода долга;

— формирование Администрацией города перечня объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений, и предоставление его в Думу города ежегодно до 01 ноября текущего года;

— утверждение Думой города условий приватизации объектов муниципальной собственности;

— согласование Думой города решений о перепрофилировании муниципального имущества.

В соответствии с пояснительной запиской к проекту решения исключение из полномочий Думы города согласования решений о заключении, исполнении концессионных соглашений и изменении условий концессионного соглашения, а также утверждения условий приватизации муниципального имущества и закрепление данных полномочий исключительно за Администрацией города обусловлено тем, что:

— данные полномочия Думы города прямо не предусмотрены действующим законодательством и Уставом города,

— положения, предусматривающие необходимость согласования с Думой города изменений условий концессионных соглашений, являются избыточными, так как приводят к нарушению установленных законодательством сроков принятия решений о заключении концессионных соглашений.

Вместе с тем, считаем необходимым отметить следующее.

Согласно п.1 ст.130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

В соответствии с п.1 ст.132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью.

Пунктом 1 ст.51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ[1] предусмотрено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, п.1 ст.6 Устава города структуру органов местного самоуправления в городском округе город Сургут составляют:

— представительный орган муниципального образования;

— Глава муниципального образования;

— исполнительно-распорядительный орган муниципального образования;

— контрольный орган муниципального образования.

Вопросы владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа относятся к вопросам местного значения (п.3 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).

Компетенция органов местного самоуправления в сфере приватизации муниципального имущества определяется законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления (п.2 ст.6 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ[2]).

При этом п.4 ст.14 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ определяет полномочия органов местного самоуправления самостоятельно определять порядок принятия решений об условиях приватизации муниципального имущества.

Пунктом 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ закреплено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по принятию устава муниципального образования и внесению в него изменений и дополнений, изданию муниципальных правовых актов.

Пункт 2 ст. 62 Устава города Сургута[3] предусматривает, что органы местного самоуправления городского округа самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления городского округа.

Согласно п.4 ст.62 Устава города Дума города устанавливает порядок управления и распоряжения объектами муниципальной собственности.

Порядок управления и распоряжения объектами муниципальной собственности в муниципальном образовании городском округе город Сургут определен решением Думы города от 07.10.2009 № 604 – IV ДГ, регламентирующим в том числе компетенцию Думы и Администрации города в вопросах заключения концессионных соглашений и приватизации муниципального имущества.

При этом Порядок управления и распоряжения объектами муниципальной собственности должен соответствовать Уставу города.

Учитывая закрепленные в п.5 ст.62 Устава города полномочия Думы города по установлению порядка и условий приватизации муниципального имущества, подпункт «а» пункта 1 части 1 проекта решения будет противоречить п.5 ст.62 Устава города.

В связи с чем, предлагаем исключить подпункт «а» пункта 1 части 1 проекта решения, как не соответствующий Уставу города.

По результатам экспертизы проекта решения Контрольно-счетная палата города пришла к выводу, что действующее законодательство и Устав города не содержит положений, закрепляющих исключительную компетенцию Администрации города Сургута в вопросах владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом.

Законодательство также не содержит запретов на установление порядка согласования представительным органом местного самоуправления решения местной администрации о заключении концессионного соглашения, утверждения условий приватизации объектов муниципальной собственности, согласования решений местной администрации о перепрофилировании муниципального имущества.

Кроме того, обращаем внимание, что в соответствии с ч.3 ст.4 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ[4] органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями каждый год до 1 февраля текущего календарного года обязаны утверждать перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений.

Таким образом, предлагаемое проектом решения исключение полномочий Думы города по утверждению перечня объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений, создает неопределенность правовых оснований принятия каким-либо органом местного самоуправления решений по данному вопросу.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 06.04.2004 № 7-П оценивает как неопределенные нормы правила поведения, которые не позволяют установить четкие пределы полномочий того или иного органа или должностного лица.

Кроме того, в Постановлении от 14.04.2008 № 7-П Конституционный Суд РФ отметил, что «из конституционных принципов правового государства, справедливости и равенства всех перед законом и судом вытекает обращенное к законодателю требование определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы и ее согласованности с системой действующего правового регулирования».

II. Проектом решения также предлагается внести изменения в решение Думы города от 07.10.2009 № 604 – IV ДГ в части уточнения порядка возмещения расходов на содержание и эксплуатацию муниципального имущества при аренде муниципального имущества, закрепленного на праве оперативного управления за муниципальными учреждениями.

Согласно пояснительной записке к проекту решения внесение изменений в решение Думы города обусловлено необходимостью дифференцированного подхода при заключении договоров аренды и безвозмездного пользования муниципальным имуществом, закрепленным на праве оперативного управления за муниципальным учреждением, в случае, когда у арендатора (ссудополучателя) существует либо отсутствует возможность самостоятельно нести расходы по коммунальному и эксплуатационному обслуживанию такого имущества.

В п. 2 ст. 616 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено общее правило при заключении договоров аренды, согласно которому арендатор обязан нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.

Таким образом, в ситуации, при которой покупателем коммунальных услуг (фактически потребляемых арендатором) является арендодатель, арендатор должен компенсировать ему соответствующие затраты. Каких-либо ограничений по способу возмещения таких затрат в законе нет. Следовательно, предлагаемые проектом решения изменения, в части возмещения расходов на содержание и эксплуатацию муниципального имущества при аренде, не противоречат действующему законодательству.

Контрольно-счетная палата города полагает, что проект решения Думы города «О внесении изменений в решение Думы города от 07.10.2009 № 604 – IV ДГ  «О Положении о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности» может быть рассмотрен Думой города с учетом информации, замечаний и предложений, изложенных в настоящем заключении.

Председатель
Контрольно-счетной палаты города                                        В.И. Жуков


[1] Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ).

[2] Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее — Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ).

[3] Устав городского округа город Сургут Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, принят решением Сургутской городской Думы от 18.02.2005 № 425-III ГД (далее — Устав города).

[4] Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее — Федеральный закон № 115-ФЗ).